«

»

Ноя 20 2020

Распечатать Запись

ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Родительский труд – очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. И справиться с ней могут не все, потому что все родители разные, и у каждого свой жизненный опыт. Можно выделить несколько причин возникновения ошибок семейного воспитания:

  • Низкая педагогическая компетентность родителей;
  • Стрессовые факторы (временные трудности: безработица, развод родителей, финансовые проблемы, чрезмерная занятость взрослых);
  • Личностные проблемы и особенности родителей.

Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребёнка. Главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний  связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние  на ребёнка.  В таблице вы можете ознакомиться с типами семейного воспитания, их характеристиками и последствиями.

 

Типы семейного воспитания, которых следует избегать:

 

тип характеристика последствия
1. Воспитание по типу «кумир семьи» Чрезмерное внимание, удовлетворение всех желаний. Обычно это долгожданный ребенок. Родители удовлетворяют все прихоти. Ребенок обожаем, любим. Любая прихоть ребенка – закон.

Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты».

Ребенок растет капризным, истеричным, своевольным эгоистом. Освобожден от всех обязанностей. Отсутствует самоконтроль. Возбудим. Свойственна пассивность, несостоятельность, трудности в общении со сверстниками. Ребенок чувствует свою беспомощность и одиночество.
2. Педантично-подозрительный стиль. «Гиперопека»

 

Родители не верят, не доверяют ребенку. Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых. Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем. Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей. Ребенок растет безвольным, имеет трудности в общении. Нерешительный, боязливый, безинициативный, не может постоять за себя, агрессивен. Нарушает запреты из принципа и может уходить из дома.

 

3. Попустительски-отстраненный  стиль. «Гипоопека»

 

Родители занимаются личной жизнью. Ребенок предоставлен сам себе. Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания.

 

Ребенок отдален от родителей. Склонен к плохим поступкам, попаданию в плохие компании, ко лжи, жестокости, трудно поддается воспитанию. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям.

Часто испытывает голод, крадет пищу, привлекает к себе внимание разными способами (даже самоповреждение). Не умеет дружить, плохо учится, не спешит домой. Внешне «запущен».

 

4. Авторитарный стиль.  «Ежовые рукавицы»

 

Строгое, деспотичное воспитание. Родители не верят, не доверяют ребенку. Контролируют, изолируют от друзей. Авторитарные родители ребенку  диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются. Внушают лишь подчинение. Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь.

 

Ребенок вырастает эмоционально неотзывчивым, замкнутым, неуверенным в себе,  суровым к близким,  часто с бурными реакциями протеста.

Присуще заниженная самооценка,  отсутствие авторитета взрослого, желания к развитию; сомнение в своей важности и нужности,  тревожность; нарушение сна; подавленное состояние; склонность к уединению; агрессивность; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; нарушение аппетита.

 

5. «Повышенная моральная ответственность». Наполеоновские планы

 

На плечи ребенка возлагается огромная  ответственность, обычно непосильная для его возраста. Родители свои не оправдавшиеся надежды мечтают реализовать в детях. Желания ребенка не учитываются. Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых. Ребенок выражает протест в виде грубости, ухода из дома, приема запрещенных препаратов, испытывает необоснованный страх за свое благополучие и благополучие близких людей.

 

6. «В культе болезни»

 

Когда ребенок болеет достаточно серьезным  хроническим заболеванием. Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания. Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им. Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем. Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего. Ждет сочувствия и сострадания от всех. С трудом приспосабливается к действительности.

 

7. Демонстративный стиль

 

Родители жалуются на ребенка на каждом углу о его проступках, преувеличивая степень их опасности. «Сын растет бандитом», говорят они.

 

У ребенка отсутствует чувство стыда, раскаяния  за свои поступки. Озлоблен по отношению к взрослым.

 

8.Непоследовательный стиль

 

Родители осуществляют непоследовательную воспитательную тактику. Эмоциональные перепады от  наказания, ругани до умилительно-ласкательных проявлений.

 

Ребенок неуправляем, непредсказуем, пренебрегающий мнением старших.

 

9. Конфликты родителей

 

Родители конфликтуют между собой при ребенке

 

Ребенок испытывает напряжение, беспокойство, имеет противоречивое поведение, неадекватную самооценку, эмоциональное отчуждение родителей, неуважение к ним.

 

10. Жестко-авторитарный стиль

 

Жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию

 

Ребенок боится родителей, агрессивный, замкнутый, не доверяет взрослым, обижает слабых.

в возрасте от 3 до 6 лет: пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам.

в младшем школьном возрасте: стремление скрыть причину повреждения и травм;  одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы.

в подростковом возрасте: побеги из дома; суицидальные попытки; делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение; употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств.

 

 

Как вы видите, воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до  невнимания  к своему ребенку вообще. Как же найти «золотую середину»?

Мы подготовили для вас, уважаемые родители, несколько рекомендаций по воспитанию вашего ребенка:

  • старайтесь всегда находить время на то, чтобы вместе с ребенком выполнять какую-нибудь, например, домашнюю  работу, что-то делать сообща, терпеливо и доброжелательно помогая ребенку, разговаривая и играя с ним;
  • присматривайте (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуйте, как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи);
  • помните, что именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям;
  • создайте у ребенка уверенность в том, что вы к нему хорошо относитесь, любите, не смотря ни на что, не обвиняете ни в чем.

Поверьте, это приносит свои плоды! У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям.

 В том случае, если вы наблюдаете проблемное поведение ребенка, нарушение его эмоционального состояния, а самостоятельно не можете справиться и понять причины такого поведения, вам необходимо обратиться к педагогу-психологу. Вместе со специалистом вы сможете решить проблемы  семейного воспитания.

 

         Подготовила: педагог-психолог Кувичко Т. К.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://rodnichok-18.ru/2020/11/20/%d0%be%d1%88%d0%b8%d0%b1%d0%ba%d0%b8-%d1%81%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%b9%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f/

Создание сайтов — www.msonline.ru
error: Content is protected !!