Родительский труд – очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. И справиться с ней могут не все, потому что все родители разные, и у каждого свой жизненный опыт. Можно выделить несколько причин возникновения ошибок семейного воспитания:
- Низкая педагогическая компетентность родителей;
- Стрессовые факторы (временные трудности: безработица, развод родителей, финансовые проблемы, чрезмерная занятость взрослых);
- Личностные проблемы и особенности родителей.
Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребёнка. Главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние на ребёнка. В таблице вы можете ознакомиться с типами семейного воспитания, их характеристиками и последствиями.
Типы семейного воспитания, которых следует избегать:
тип | характеристика | последствия |
1. Воспитание по типу «кумир семьи» | Чрезмерное внимание, удовлетворение всех желаний. Обычно это долгожданный ребенок. Родители удовлетворяют все прихоти. Ребенок обожаем, любим. Любая прихоть ребенка – закон.
Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты». |
Ребенок растет капризным, истеричным, своевольным эгоистом. Освобожден от всех обязанностей. Отсутствует самоконтроль. Возбудим. Свойственна пассивность, несостоятельность, трудности в общении со сверстниками. Ребенок чувствует свою беспомощность и одиночество. |
2. Педантично-подозрительный стиль. «Гиперопека»
|
Родители не верят, не доверяют ребенку. Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых. Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем. Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей. | Ребенок растет безвольным, имеет трудности в общении. Нерешительный, боязливый, безинициативный, не может постоять за себя, агрессивен. Нарушает запреты из принципа и может уходить из дома.
|
3. Попустительски-отстраненный стиль. «Гипоопека»
|
Родители занимаются личной жизнью. Ребенок предоставлен сам себе. Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания.
|
Ребенок отдален от родителей. Склонен к плохим поступкам, попаданию в плохие компании, ко лжи, жестокости, трудно поддается воспитанию. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям.
Часто испытывает голод, крадет пищу, привлекает к себе внимание разными способами (даже самоповреждение). Не умеет дружить, плохо учится, не спешит домой. Внешне «запущен».
|
4. Авторитарный стиль. «Ежовые рукавицы»
|
Строгое, деспотичное воспитание. Родители не верят, не доверяют ребенку. Контролируют, изолируют от друзей. Авторитарные родители ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются. Внушают лишь подчинение. Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь.
|
Ребенок вырастает эмоционально неотзывчивым, замкнутым, неуверенным в себе, суровым к близким, часто с бурными реакциями протеста.
Присуще заниженная самооценка, отсутствие авторитета взрослого, желания к развитию; сомнение в своей важности и нужности, тревожность; нарушение сна; подавленное состояние; склонность к уединению; агрессивность; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; нарушение аппетита.
|
5. «Повышенная моральная ответственность». Наполеоновские планы
|
На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста. Родители свои не оправдавшиеся надежды мечтают реализовать в детях. Желания ребенка не учитываются. Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых. | Ребенок выражает протест в виде грубости, ухода из дома, приема запрещенных препаратов, испытывает необоснованный страх за свое благополучие и благополучие близких людей.
|
6. «В культе болезни»
|
Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием. Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания. Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им. Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем. | Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего. Ждет сочувствия и сострадания от всех. С трудом приспосабливается к действительности.
|
7. Демонстративный стиль
|
Родители жалуются на ребенка на каждом углу о его проступках, преувеличивая степень их опасности. «Сын растет бандитом», говорят они.
|
У ребенка отсутствует чувство стыда, раскаяния за свои поступки. Озлоблен по отношению к взрослым.
|
8.Непоследовательный стиль
|
Родители осуществляют непоследовательную воспитательную тактику. Эмоциональные перепады от наказания, ругани до умилительно-ласкательных проявлений.
|
Ребенок неуправляем, непредсказуем, пренебрегающий мнением старших.
|
9. Конфликты родителей
|
Родители конфликтуют между собой при ребенке
|
Ребенок испытывает напряжение, беспокойство, имеет противоречивое поведение, неадекватную самооценку, эмоциональное отчуждение родителей, неуважение к ним.
|
10. Жестко-авторитарный стиль
|
Жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию
|
Ребенок боится родителей, агрессивный, замкнутый, не доверяет взрослым, обижает слабых.
в возрасте от 3 до 6 лет: пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам. в младшем школьном возрасте: стремление скрыть причину повреждения и травм; одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы. в подростковом возрасте: побеги из дома; суицидальные попытки; делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение; употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств.
|
Как вы видите, воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Как же найти «золотую середину»?
Мы подготовили для вас, уважаемые родители, несколько рекомендаций по воспитанию вашего ребенка:
- старайтесь всегда находить время на то, чтобы вместе с ребенком выполнять какую-нибудь, например, домашнюю работу, что-то делать сообща, терпеливо и доброжелательно помогая ребенку, разговаривая и играя с ним;
- присматривайте (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуйте, как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи);
- помните, что именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям;
- создайте у ребенка уверенность в том, что вы к нему хорошо относитесь, любите, не смотря ни на что, не обвиняете ни в чем.
Поверьте, это приносит свои плоды! У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям.
В том случае, если вы наблюдаете проблемное поведение ребенка, нарушение его эмоционального состояния, а самостоятельно не можете справиться и понять причины такого поведения, вам необходимо обратиться к педагогу-психологу. Вместе со специалистом вы сможете решить проблемы семейного воспитания.
Подготовила: педагог-психолог Кувичко Т. К.